Что такое семантический дифференциал в психологии

Существует два значения языковой единицы (слова): денотативное и коннотативное. Денотация – это лексическое его значение. Коннотация – суггестивное значение слова. К примеру, рассмотрим слова «тигр» или «орёл». Они обозначают животных, но их коннотативное значение – сила, мощь.

В начале 1950-х годов Чарльз Осгуд и его коллеги использовали идеографический словарь «Тезаурус Роже» для составления биполярной шкалы в зависимости от семантических противоположностей: «хороший-плохой», «быстрый-медленный», «чистый-грязный», «ценный-бесполезный», «справедливый-несправедливый», «мягкий-твердый» и так далее. Осгуд назвал эти шкалы следующим образом: семантический дифференциал, поскольку они дифференцированы отношением интенсивности на основе субъективного понимания человеком коннотативных значений слов.

Команда исследователей смогла использовать ставшую доступной в то время компьютерную технологию и факторный анализ для изучения больших объемов данных с помощью многочисленных «судей» (обычных людей, приглашенных выразить своё отношение), которые оценивали более тысячи понятий на многочисленных шкалах семантического дифференциала. Результатом было открытие семантического пространства – существование трех измерительных основополагающих мировоззренческих аспектов, для каждого в их социальной среде, независимо от языка или культуры. Последующее экспериментирование многими исследователями во всем мире подтвердило действительность семантического пространства и его межкультурной обоснованности.

Семантический дифференциал измеряет реакции людей на стимулирующие слова и понятия с точки зрения оценочных коэффициентов в биполярных шкалах, определенных вербальными антонимами с каждого конца шкалы.

После исследований коннотативного значения многих понятий, Чарльз Осгуд и его коллеги идентифицировали три базисные оценочные семибальные шкалы: «оценка», «сила», «активность»:

Позиция «0» означает нейтральное отношение, «1» – «мало», «2» – «полностью», «3» – «в высшей степени».

Как правило, человека заинтересовывают некоторой концепцией, например «Красный Китай», и просят его оценить по ряду таких шкал. Для анализа ассоциаций индивида шкалы могут быть объединены различными способами.

Метод семантического дифференциала применяется по многим соображениям.

Биполярные адъективные пары – простое, экономичное средство, дающее возможность получить определенные данные, основанные на субъективном понимании людей коннотативных значений слов. Эти три измерения, по всей видимости, образуют своего рода «социально-эмоциональные особенности» людей.

В психологии семантический дифференциал используется в клиент-центрированной психотерапии для определения «Я-концепции». Другие области применения метода семантического дифференциала – изучение рынка, анализ средств массовой информации, социальные научные исследования, прежде всего тех продуктов, предприятий, людей, имидж которых должен анализироваться.

Для семантического дифференциала требуются сообразительные респонденты. Кроме того, они должны хорошо понимать язык, быть в состоянии «схватывать» его тончайшие различия. Как правило, он не приспособлен для детей, но существует развивающаяся диагностика восприятия учениками учителя методом семантического дифференциала. Инструмент дает интересные результаты в пограничной области между лингвистикой и психологией.

Семантический дифференциал (англ. semantic differential ) — метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств (англ. semantic space ). Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) оценочных шкал (англ. rate scale ), противоположные полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Эти шкалы отобраны из множества пробных шкал методами факторного анализа.

Метод семантического дифференциала был введён в психологические исследования Чарльзом Осгудом (англ. Charles E. Osgood ) в 1952 году [1] . Ч. Осгуд обосновывал использование трёх базисных оценочных семибальных шкал:

Семантическим дифференциалом (в узком смысле) называют также биполярную градуированную оценочную шкалу, используемую в методе семантического дифференциала.

Построение координат значения

Для построения семантического пространства группе испытуемых предлагается оценить некое множество объектов (понятий) по набору биполярных градуированных шкал. При построении таких оценок, по мнению Ч. Осгуда и последующих исследователей, существенную роль играет явление синестезии.

Синестезия — это основа метафорических переносов и оценок, позволяющая, например, оценивать голос как мягкий или жёсткий (то есть по биполярной шкале «мягкий-жёсткий»). Феномен синестезии, состоит в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности.

Оценки понятий по исходным шкалам, как правило, коррелируют друг с другом. С помощью факторного анализа удается выделить главные, базисные шкалы. Оценки по остальным шкалам являются функциями от базисных оценок с точностью до сравнительно небольшой случайной ошибки.

Размеры групп испытуемых могут быть чрезвычайно различны: от одного человека (индивидуальное семантическое пространство) до репрезентативных выборок, представляющих большие социальные группы или целые нации. Число объектов и пробных шкал возможно в диапазоне от нескольких десятков до сотен.

В качестве полюсов для определения биполярных шкал возможно использование не только прилагательных. Например, в исследовании В. Ф. Петренко [2] были использованы графические абстрактные изображения. Ранее графическими изображениями для обозначения полюсов шкал воспользовался Леон Джемс. Варианты таких полярных изображений: черный круг — белый круг; стрелка, направленная вверх, — стрелка, направленная вниз, и т. п.

Кроме того, в исследованиях часто используются монополярные шкалы, с помощью которых объекты оцениваются по выраженности одного свойства; применение факторного анализа для поиска базисных свойств не требует биполярности. Униполярные шкалы с использованием прилагательных в англоязычной литературе часто называют шкалами Стапеля или шкалами Ликерта по имени исследователей, впервые описавших применение такого типа шкал. В русскоязычной психологической литературе за всеми оценочными шкалами вообще с числом пунктов шкалы больше трёх закрепилось наименование «семантический дифференциал».

Также различными могут быть и методы обработки: от классического факторного анализа и метода главных компонент до нейронных сетей [3] и многочисленных других нелинейных обобщений.

Базисные шкалы Ч. Осгуда далеко не всегда являются главными факторами, и размерность семантических пространств также не всегда равна 3. Так, в качестве основных координат в индивидуальном семантическом пространстве встречаются такие наборы, как

приятный — неприятный, опасный — безопасный (размерность 2);

появляются также 6-7 мерные индивидуальные семантические пространства [3] .

В. Ф. Петренко были выделены следующие факторы: «оценка», «сила», «активность» (Осгудовский базис) и, кроме того, «упорядоченность», «сложность», и ещё один особенный фактор, названный «комфортность».

Независимо от Ч Осгуда, сходная методика была разработана в рамках психотерапевтической практики Джорджем А. Келли [4] и его последователями.

Приложения метода

Метод семантического дифференциала позволяет ставить и решать следующие типовые вопросы:

  1. различие в оценке одного понятия разными испытуемыми (или разными группами испытуемых в среднем по группе);
  2. различие в оценке двух (или более) понятий одним и тем же испытуемым (или группой);
  3. различие в оценке одного и того же понятия одним и тем же испытуемым (или группой) в разное время (то есть измерять изменения значений, которые возникают под воздействием средств массовой коммуникации, из-за изменения социальных или культурных контекстов, в результате обучения и т. д.).

Построение семантических пространств и анализ положения объектов в семантических пространствах — важный инструмент во многих практических приложениях:

  • Для анализа восприятия рекламы и для её проектирования [5][6] ;
  • Для сравнительного анализа различных групп — от групп потребителей в маркетинге [7] до гендерных стереотипов [8] ;
  • Для исследования экономического поведения [9] ;
  • Для изучения важнейших процессов социальной самоидентификации [10] и для решения многих других задач социологии [11]
  • в политических технологиях [12][13] .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое «СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ» в других словарях:

Семантический дифференциал — (англ. semantic differential) метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств (англ. semantic space). Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных… … Википедия

семантический дифференциал — Психологический тест, основанный на словесных ассоциациях. [http://www.lexikon.ru/sexology.html] Тематики сексология … Справочник технического переводчика

Семантический дифференциал — – методика Ч. Осгуда и его сотрудников, разработанная для оценки коннотативных значений отдельных слов. Индивид оценивает значение каждого слова по ряду полярных измерений, таких, например, как горячий – холодный, слабый – сильный, напряжённый –… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Семантический Дифференциал — психологический тест, основанный на словесных ассоциациях. (Источник: Сексологический словарь) психологический тест, основанный на словесных ассоциациях (Источник: Краткий словарь сексопатологических терминов) … Сексологическая энциклопедия

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ — – метод количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения индивидуума к объектам при анализе социальных установок, ценностных ориентаций, субъективно личностного смысла, различия аспектов самооценки и… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ — Методика, предложенная Чарльзом Осгудом и его сотрудниками, для оценки коннотативных значений отдельных слов. Субъект оценивает значение каждого слова по ряду полярных измерений, таких как горячий – холодный, слабый – сильный, напряженный –… … Толковый словарь по психологии

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ — (semantic differential) метод, разработанный Осгудом и др. (1957) для оценки феноменологического опыта человека (см. Феноменологическая психология) путем стандартизации и определения количества персональных оценок объектов/людей/опытов по… … Большой толковый социологический словарь

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ — метод количественного и качественного исследования значений понятий (объектов) с помощью набора биполярных шкал с определенным количеством делений на каждой, задаваемых парой антонимичных прилагательных или другими аналогичными оппозициями. С.Д.… … Социология: Энциклопедия

Семантический дифференциал (semantic differential) — С. д. был разраб. Ч. Э. Осгудом как измерительная процедура для оценки значений. Осгуд предполагал, что значения слов могут изменяться в отношении довольно значительного, но неизвестного количества измерений. С. д. яв ся стандартизованной… … Психологическая энциклопедия

Методика «Сказочный семантический дифференциал». В. Ф. Петренко — Сказочный семантический дифференциал является психосемантической методикой и направлен на определение когнитивной сложности межличностного восприятия ребенка, а также для выделения его личностных конструктов и анализа его идентификации. Наряду с… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Толковый словарь психиатрических терминов . В. М. Блейхер, И. В. Крук . 1995 .

Смотреть что такое «Осгуда методика семантического дифференциала» в других словарях:

Осгуда методика семантического дифференциала — (Osgood, 1952) – методика, в которой индивид оценивает предлагаемые ему понятия с помощью набора градуированных шкал, полярные точки которых суть слова антонимы. Предназначена для измерения способности определять «прагматическое значение» слов … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Методика личностного дифференциала — Адаптация Научно исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Методика предоставляет возможность изучить отношение к самому себе и др. людям. В ее основе лежит положение о том, что в индивидуальном сознании всякое… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Осгуда–Гофштеттера методика полярных профилей — (Osgood Ch., 1952; Hofstatter R., 1952). Экспериментально психологическая методика для исследования личности по самооценке с помощью набора предлагаемых исследуемому полярно противоположных свойств личности. Методически близка к Осгуда методике… … Толковый словарь психиатрических терминов

ОСГУДА-ГОФШТЕТТЕРА МЕТОДИКА ПОЛЯРНЫХ ПРОФИЛЕЙ — [Osgood Ch., 1952; Hofstatter R., 1952]. Экспериментально психологическая методика для исследования личности по самооценке с помощью набора предлагаемых исследуемому полярно противоположных свойств личности. Методически близка к Осгуда методике… … Толковый словарь психиатрических терминов

Методика «Сказочный семантический дифференциал». В. Ф. Петренко — Сказочный семантический дифференциал является психосемантической методикой и направлен на определение когнитивной сложности межличностного восприятия ребенка, а также для выделения его личностных конструктов и анализа его идентификации. Наряду с… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Методика «Шкала состояний» — (ШС) . Э. Гроль, М. Хайдер. Перевод с нем. яз. А. Б. Леоновой. Адаптация А. Б. Леоновой. Русскоязычная адаптация одной из первых методик субъективного шкалирования переживаний текущего состояния человека построена по принципу семантического… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Осгуд Чарльз — Чарльз Осгуд Charles Egerton Osgood Дата рождения: 20 ноября 1916 Место рождения: Сомервил, Массачусетс Дата смерти: 15 сентября 1991 Гражданство … Википедия

Чарльз Осгуд — Charles Egerton Osgood Дата рождения: 20 ноября 1916 Место рождения: Сомервил, Массачусетс Дата смерти: 15 сентября 1991 Гражданство … Википедия

Осгуд, Чарльз — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Осгуд. Чарльз Осгуд Charles Egerton Osgood Дата рождения: 20 ноября 1916(1916 11 20) Место рождения: Сомервил … Википедия

Семантический дифференциал — (англ. semantic differential) метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств (англ. semantic space). Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных… … Википедия

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» . И.Т. Касавин . 2009 .

Смотреть что такое «семантического дифференциала метод» в других словарях:

семантического дифференциала метод — см. метод семантического дифференциала Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

семантического радикала метод — СЕМАНТИЧЕСКОГО РАДИКАЛА МЕТОД принадлежит к классу методов экспериментальной семантики и является одним из объективных методов анализа значения путем выделения его ассоциативных полей. С. р. м. относится к числу условно рефлекторных… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

метод семантического дифференциала — (от греч. semantikos обозначающий и лат. differentia разность) один из методов построения субъективных семантических пространств. Предложен американским психологом Ч. Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и… … Большая психологическая энциклопедия

Метод Семантического Дифференциала — (от греч. semanticos обозначающий и лат. differentia разность) ассоциативная процедура, предложенная американским психологом Ч. Осгудом в 1952 г. для изучения восприятия , социальных установок и личностных смыслов , массовых коммуникаций и… … Психологический словарь

метод семантического дифференциала Осгуда — (от греч. semantikos – означающий и лат. differentio – разность) – предложенный американским психологом Ч. Осгудом способ исследования восприятия и поведения человека, анализа социальных установок и личностных смыслов. М.с.д. строится на фиксации … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Метод Личностного Семантического — дифференциала (от греч. semanticos обозначающий и лат. differentia разность) средство экспресс диагностики межличностного восприятия. Основан на методе семантического дифференциала Ч. Осгуда . В качестве полярных позиций шкал используются… … Психологический словарь

метод полярных профилей — Этимология. Происходит от греч. polos ось, полюс и фр. profil очертание. Авторы. Разработан Ч.Осгудом и модифицирован П.Хофштеттером. Категория. Метод исследования психологических процессов. Специфика. Характеризуется использованием набора… … Большая психологическая энциклопедия

Метод Полярных Профилей — (от греч. polos ось, полюс и фр. profil очертание) способ оценивания, разработанный Ч. Осгудом и модифицированный П. Хофштеттером. Характеризуется использованием набора биполярных шкал, где полюса представлены антонимами, в качестве которых чаще… … Психологический словарь

метод дифференциала семантического — ассоциативная процедура один из методов построения пространств семантических субъективных. Предложен американским психологом Ч. Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом установок… … Большая психологическая энциклопедия

метод профилей полярных — способ описания и оценивания анализируемых объектов понятий, установок социальных, стереотипов социальных и прочих с помощью набора биполярных шкал, заданных противопоставлением прилагательных, существительных или развернутых высказываний… … Большая психологическая энциклопедия

(от греч. semantikos – означающий и лат. differentio – разность) – предложенный американским психологом Ч. Осгудом способ исследования восприятия и поведения человека, анализа социальных установок и личностных смыслов. М.с.д. строится на фиксации вкладываемого личностью смысла и эмоционального значения понятия с помощью биполярной шкалы, полюса которой задаются вербально. Шкала состоит из набора противоположных слов, например «хорошее – плохое». При этом респондент может выбрать под «хорошим» цифру 3, 2, 1, а под «плохим» – -3,-2,-1. О обозначает ни «плохое», ни «хорошее». При правильном, продуманном использовании метод может оказаться исключительно эффективным и при диагностике скрываемых личностью установок.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «метод семантического дифференциала Осгуда» в других словарях:

семантического дифференциала метод — СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА МЕТОД (англ. Semantic Differential Technique) принадлежит к методам экспериментальной семантики и является разновидностью способов построения субъективных семантических пространств (см. Семантическое… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Метод Личностного Семантического — дифференциала (от греч. semanticos обозначающий и лат. differentia разность) средство экспресс диагностики межличностного восприятия. Основан на методе семантического дифференциала Ч. Осгуда . В качестве полярных позиций шкал используются… … Психологический словарь

теория конгруэнтности (баланса) Ч. Осгуда и П. Танненбаума — когнитивная теория обьясняющая изменение отношения (аттитюда) у личности под влиянием потребности установить соответствие ее когнитивной структуры одновременно к двум обьектам, явлениям, например к двум противоречивым источникам информации.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Семантический дифференциал — (англ. semantic differential) метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств (англ. semantic space). Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных… … Википедия

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ — см. Метод семантического дифференциала. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

АТТИТЮД — одно из центральных понятий социологии и социальной психологии , имеющее давнюю историю изучения. В 1935 Г.Олпорт утверждал, что А. наиболее важный и характерный концепт современной социальной психологии . С тех пор понятие А. не утратило своей… … Социология: Энциклопедия

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ — Нарастающая тенденция интеграции психотерапии в общую медицину и превращения ее в общемедицинскую специальность заостряет вопрос об эффективности психотерапии предпосылках, критериях и методах ее оценки. Требование разработки… … Психотерапевтическая энциклопедия

АТТИТЮДА ИЗМЕРЕНИЕ — (англ. attitude measurement) процедура и результат численной оценки уровня выраженности того или иного аттитюда. А. и. покоится на допущении того, что аттитюды как состояния сознания м. б. объективизированы и охарактеризованы с помощью к. л.… … Большая психологическая энциклопедия

Осгуд Чарлз Эгертон / Osgood, Charles Egerton — (1916 1991). Экспериментальные исследования Осгуда были сконцентрированы на выяснении роли значения в контексте теории научения. В поисках инструмента для количественного измерения значения он разработал метод семантического дифференциала … Психологическая энциклопедия

Синестезия — (греч. συναίσθηση одновременное ощущение, совместное чувство) в неврологии явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) … Википедия

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое «ДИФФЕРЕНЦИАЛ СЕМАНТИЧЕСКИЙ» в других словарях:

Семантический дифференциал — (англ. semantic differential) метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств (англ. semantic space). Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных… … Википедия

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ — см. Метод семантического дифференциала. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

семантический дифференциал — Психологический тест, основанный на словесных ассоциациях. [http://www.lexikon.ru/sexology.html] Тематики сексология … Справочник технического переводчика

Семантический дифференциал — – методика Ч. Осгуда и его сотрудников, разработанная для оценки коннотативных значений отдельных слов. Индивид оценивает значение каждого слова по ряду полярных измерений, таких, например, как горячий – холодный, слабый – сильный, напряжённый –… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Семантический дифференциал (semantic differential) — С. д. был разраб. Ч. Э. Осгудом как измерительная процедура для оценки значений. Осгуд предполагал, что значения слов могут изменяться в отношении довольно значительного, но неизвестного количества измерений. С. д. яв ся стандартизованной… … Психологическая энциклопедия

Семантический Дифференциал — психологический тест, основанный на словесных ассоциациях. (Источник: Сексологический словарь) психологический тест, основанный на словесных ассоциациях (Источник: Краткий словарь сексопатологических терминов) … Сексологическая энциклопедия

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ — – метод количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения индивидуума к объектам при анализе социальных установок, ценностных ориентаций, субъективно личностного смысла, различия аспектов самооценки и… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ — Методика, предложенная Чарльзом Осгудом и его сотрудниками, для оценки коннотативных значений отдельных слов. Субъект оценивает значение каждого слова по ряду полярных измерений, таких как горячий – холодный, слабый – сильный, напряженный –… … Толковый словарь по психологии

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ — (semantic differential) метод, разработанный Осгудом и др. (1957) для оценки феноменологического опыта человека (см. Феноменологическая психология) путем стандартизации и определения количества персональных оценок объектов/людей/опытов по… … Большой толковый социологический словарь

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ — метод количественного и качественного исследования значений понятий (объектов) с помощью набора биполярных шкал с определенным количеством делений на каждой, задаваемых парой антонимичных прилагательных или другими аналогичными оппозициями. С.Д.… … Социология: Энциклопедия

С.Д. был предложен группой американских психологов, возглавляемой Ч.Е. Осгудом в работе «Измерение значения» (1957). Первоначально С.Д. предназначался для оценки субъективных оттенков значений слов. По мнению Осгуда, «значение является одной из наиболее значительных, стержневых переменных человеческого поведения». Осгуд предположил, что реакции на знак «предположительно зависят от предшествующего ассоциирования знака с означаемым». Например, если индивид воспринимает знак «гром», то у него в сознании возникает целый пучок избранных реакций-воспоминаний, которые так или иначе связаны с громом: напряжение (лихорадочный поиск укрытия от дождя), смущение (необходимость бежать), романтический момент (тепло камина и грохот грома снаружи) и т.п. В этом смысле С.Д. является процедурой оценки не столько значения предложенных объектов, сколько собственного индивидуального опыта респондента, связанного с теми или иными объектами.

Психологическим механизмом, лежащим в основе С.Д., Осгуд считал синестезию. Синестезия — «мышление по аналогии» — психологический феномен, состоящий в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности (например, осязание определенного запаха вызывает какое-либо зрительное воспоминание или цветовой образ; в любом языке также можно встретить такие словосочетания, как «кислое лицо», «горячее сердце»). Явление синестезии можно наблюдать в абстрактных картинах современных художников, которые в своих работах изображают различные, не всегда визуальные, понятия.

По мнению авторов метода, С.Д. позволяет измерять коннотативное значение, связанное с эмоциями, личностным смыслом и опытом, социальными установками, стереотипами и другими эмоционально насыщенными, слабо структурированными и мало- и неосознаваемыми формами восприятия и отношения. По существу методом С.Д. исследуется именно эмоциональная окраска значений. Коннотативное значение можно определить как подразумеваемое значение, т.е. то, что подразумевается, предполагается на уровне индивидуального восприятия и опыта индивидом, когда он говорит или думает о том или ином объекте. Коннотативному значению противопоставляется денотативное значение, которое понимается как знание об объекте оценивания, о его реальных характеристиках. Отношение денотативного и коннотативного аспектов во многом соответствует отношению объективного и субъективного и отношению знака к обозначаемому: денотативное значение — когнитивно, межличностно, осознаваемо, объективно (например, «высокое здание»), а коннотативное значение — субъективно, индивидуально, ценностно, эмоционально, метафорично (например, «медленное здание»).

С.Д. как методу самоотчета, при применении которого исследователь получает нужную ему информацию со слов самого респондента, свойственны следующие характеристики: 1) Закрытость (ограниченность) — оценивание значения признака по заданной шкале; пространство шкалы между противоположными значениями воспринимается испытуемым как континуум градаций выраженности признака. 2) Направленность (контролируемость) — направленные ассоциации по поводу заданных объектов, оцениваемых респондентами по ряду шкал, представляющих те характеристики объекта исследования, которые интересуют социолога и считаются им важными для исследования той или иной проблемы. 3) Оценивание — процедура С.Д. включает в себя респондента как субъекта оценивания, объект оценивания и шкалу как инструмент оценивания. 4) Шкалирование — метод С.Д. предполагает получение информации о выраженности у объекта тех или иных качеств, заданных набором шкал. 5) Проецирование — в основе метода С.Д. лежит предположение, что для респондента оцениваемый объект приобретает значение не только из-за его объективного содержания, но и по причинам, связанным с личным отношением респондента, придаваемым им объекту исследования. 6) Массовость — возможность использования метода при массовых опросах. 7) Стандартизированность — респондентам предъявляется одинаковая инструкция, объекты оценивания и шкалы.

Применение С.Д. во многих случаях дает возможность избежать попытки респондента соотносить оценки со своим представлением о социально одобряемом ответе, т.к. оценивая те или иные объекты с помощью шкал С.Д., респондент не имеет полного четкого представления о конечных результатах этой процедуры.

Процедура, лежащая в основе метода С.Д., заключается в том, что респонденту предъявляется набор двухполюсных шкал (в среднем задействуется 15 шкал), каждая из которых образована парой оппозиций, которыми чаще всего являются антонимичные прилагательные. Считается, что прилагательным присуща в большей степени оценочная функция. Использование биполярных прилагательных основывается на предположении о том, что в индивидуальном сознании значения существуют в форме антонимичных противоположностей (например, чтобы определить что-то как «плохое», нужно знать, что такое «хорошее»).

Респондент оценивает степень соответствия предъявленного ему для оценки объекта тому или иному полюсу каждой шкалы. Чаще всего используются пяти- или семибалльные шкалы, деления которых, в зависимости от специфики исследования, могут быть по-разному представлены респондентам: 1) Словесное определение всех делений шкалы: используются слова «сильно», «средне», «слабо», «очень», «не очень», «немного», оборот «ни …, ни …», «весьма», «всегда», «часто», «редко», «трудно определить» (например, «очень холодный» — … — «ни холодный, ни теплый» — … — «очень теплый»). Согласно некоторым исследованиям, респонденты считают более легким для себя выражать свое отношение при использовании именно таких шкал. 2) Числовые отметки делений шкалы: числа располагаются между полюсами шкалы, при этом могут использоваться как отрицательные и положительные, так и только положительные метки делений (например, «холодный» — 3 — 2 — 1 — 0 — 1 — 2 — 3 — «теплый»). Такой вид шкал используется чаще других, особенно в тех случаях, когда бланк С.Д. представлен в виде таблицы. 3) Немаркированная шкала: в бланке С.Д. указаны только названия полюсов шкалы, между ними оставлено свободное место или нарисована прямая линия, соединяющая эти полюса (например, «холодный» ___________ «теплый»). Респондент имеет возможность более точно указать свое отношение к объекту по этой шкале, т.к. она менее других ограничивает его. На этапе обработки заполненного инструментария положение отметки респондента измеряется с помощью линейки или другого аналогичного инструмента. 4) Графическая (невербальная) шкала: в качестве прилагательных используются графические оппозиции. Шкалирование по подобной шкале можно рассматривать, скорее, как оценку по двухбалльной шкале.

Первоначальный отбор шкал из прилагательных проводится в зависимости от целей и задач исследования, однако есть несколько общих положений: 1) Метафоричность шкалы (объекту приписываются качества, которых у него в буквальном смысле чаще всего нет). Тем не менее, допускается использование определенного количества денотативных признаков, т.к. иногда бывает трудно ограничиться только коннотативными качествами. 2) Универсальность шкалы (характеристики, описываемые шкалой, пригодны для любых объектов, интересующих исследователя). 3) Полисемантичность шкалы (осторожное использование многозначных слов, которое может внести неясность для респондента при оценивании объекта). 4) Синонимия при выборе полюсов шкалы (на конце шкалы может расположиться один из нескольких возможных синонимов, выбор одного из этих синонимов во многих случаях оказывает некоторое влияние на ответы респондентов; исследователь должен выбрать наиболее подходящий вариант). 5) Контекстуальность шкалы (учет того, что прилагательные могут иметь контекстуальные значения; в зависимости от контекста уменьшается диапазон уместности антонима) и контекстуальность оценки (введение в процедуру оценивания объектов, имеющих ярко выраженную эмоциональную окраску, повлияет на результаты оценивания других объектов по соответствующим шкалам). 6) Заданность шкалы респонденту (важно осознавать, в какой степени предложенные исследователем шкалы и их формулировка соответствуют индивидуальной концептуальной системе респондента; во многих случаях целесообразно и необходимо для составления С.Д. использовать технику репертуарных решеток , позволяющую выявить индивидуальную систему смыслов индивидов, лежащую в основе их субъективных оценок). Считается, что явления, лежащие за пределами индивидуального социального опыта и обладающие большой степенью абстрактности, обобщенности, — абстрактные ценности, идеалы, символические представления, научные обобщения — лучше исследовать с помощью заданных шкал; явления, понятия, которые непосредственно связаны с индивидуальным социальным опытом и потребностями личности (например, семья), лучше исследовать с привлечением выявленных шкал. 6) Направленность шкалы (в бланке С.Д. необходимо использовать как шкалы, образованные оппозициями от положительного полюса к отрицательному, так и шкалы, имеющие обратную направленность). Эта мера применяется для пресечения позиционного стиля ответов респондента, когда через некоторое время респондент начинает давать одинаковые ответы. 7) Дублирующие шкалы (для избежания случайных ответов в ряде случаев (не всегда) целесообразно ввести дублирующие друг друга шкалы, отличающиеся, например, направленностью). 8) Неуместные шкалы (включение в С.Д. шкал, которые должны казаться респондентам абсолютно не подходящими к исследуемым объектам). С помощью таких шкал в ряде случаев можно несколько замаскировать цель исследования и поколебать респондентов в намерении давать преимущественно социально желательные, по их мнению, оценки.

Оцениваемыми понятиями могут быть самые разные объекты: люди, явления, события, слова, изображения и т.п. В большинстве исследований в качестве объектов брались существительные, реже прилагательные и глаголы.

Существует ограничение на сочетание шкал и оцениваемых объектов. Каждая шкала — это признак, который может быть объективно присущ или не присущ объекту. С.Д. составляется таким образом, чтобы ограничить количество сочетаний шкал и объектов, при которых ответы будут буквальными (например, «отец — мужчина»). В список объектов оценивания нужно включать те из них, которые отвечают целям и задачам исследования и репрезентируют выборку. В ряде случаев при составлении С.Д. можно использовать метод контент-анализа, позволяющий отобрать объекты, наиболее адекватно отражающие интересующую исследователя область. Объекты должны быть известными и однозначно понимаемыми всеми респондентами: информация о неизвестных и непонятных респонденту объектах, полученная с помощью метода С.Д., не имеет практической пользы.

Вид С.Д. и сама процедура шкалирования могут варьироваться: 1) Объекты представляются для шкалирования по очереди, за каждым из объектов следует весь набор шкал; объект фиксируется в бланке С.Д. над перечнем шкал. Такой вариант используется чаще всего. 2) Первый объект оценивается по одной из шкал, за ним следует другой объект, также оцениваемый только по одной шкале, выбранной в случайном порядке. Например, понятие «негр» оценивается по шкале «хороший» -«плохой», понятие «русский» — по шкале «сильный» — «слабый», понятие «американец» — по шкале «активный» — «пассивный». В результате все объекты должны быть оценены по всем шкалам. 3) Вверху страницы указывается отдельная шкала (например, «хороший» — «плохой»), следом за ней предлагается весь набор оцениваемых объектов, шкала изображается возле каждого из них, респондент должен оценить все объекты по предлагаемой шкале, а затем переходить к следующей. 4) Аналогично третьему варианту все объекты оцениваются сначала по первой шкале, причем респондент располагает свои оценки для всех объектов, используя условные обозначения, на одном и том же изображении шкалы. После этого респондент переходит к следующей шкале. Такой вариант С.Д. позволяет респонденту визуально соотнести место тех или иных объектов на предложенной шкале. 5) Процедура С.Д. происходит в два этапа: сначала интервьюер спрашивает у респондента, какой полюс шкалы более соответствует оцениваемому объекту, затем просит отметить на шкале степень соответствия.

Исследования показали небольшую разницу в результатах, получаемых при использовании того или иного формата С.Д. Однако, тем не менее, третий и четвертый варианты С.Д. некоторыми исследователями считаются менее предпочтительными, т.к. наблюдается тенденция взаимовлияния проставляемых оценок для разных объектов. С точки зрения легкости и удобства представления данных предпочтителен первый вариант С.Д.

В большинстве случаев анализ данных, полученных с помощью С.Д., требует использования математических средств. Основными математическими методами анализа здесь являются: а) факторный анализ; б) кластерный анализ; в) многомерное шкалирование.

Главной задачей метода С.Д. считается построение семантического пространства, структура которого может служить для исследователя объяснительной моделью того, как индивид воспринимает, классифицирует, сравнивает, оценивает заданные объекты или их характеристики. Семантическое пространство — это модель категориальной системы индивидуального сознания, иерархизированный набор наиболее глобальных, универсальных индивидуальных категорий, определяющих построение и содержание значений в сознании респондента. Семантическое пространство также можно определить как «пространство реакций». В математическом смысле построение семантического пространства является переходом от пространства данных большой размерности к меньшей. Исследователю всегда нужно точно знать, какие связи он хочет изучать — между шкалами или между объектами.

Исходные данные С.Д. можно представить как трехмерный объект, осями которого являются оцениваемые объекты, шкалы и респонденты. Для того чтобы применить методы многомерного анализа, необходимо привести исходные данные к двумерному виду. Основные способы такого преобразования: 1) Рассмотрение ответов одного респондента; усреднение или суммирование по шкалам ответов всех респондентов по каждому из объектов (матрица «объекты — шкалы»). 2) Рассмотрение ответов по одному из оцениваемых объектов (матрица «респонденты — шкалы»). 3) «Растягивание в вереницу» (горизонтальный или вертикальный варианты) оценок респондентов (матрица «объекты — шкалы»). Требует дополнительных процедур расчета (например, усреднения). 4) Рассмотрение ответов респондентов по одной из шкал (матрица «респонденты — объекты»). 5) Усреднение или суммирование оценок, данных по всем шкалам одним респондентом одному объекту (матрица «респонденты — объекты»). 6) Суммирование индивидуальных корреляций, осуществляемое на основе матрицы интеркорреляций строк и столбцов для каждого респондента.

В исследованиях Осгуда строилось семантическое пространство на базе шкалирования понятий из различных понятийных классов и с помощью факторного анализа были выделены и интерпретированы три основных фактора, объясняющих вместе 50-70% общей дисперсии: «Оценка» («Evaluation») (приятный — неприятный, чистый — грязный, хороший — плохой, светлый — темный); «Сила» («Potency») (сильный — слабый, большой — маленький, тяжелый — легкий, твердый — мягкий); «Активность» («Activity») (активный — пассивный, быстрый — медленный, горячий — холодный, угловатый — округлый). Группировка шкал в факторы позволяла перейти от описания объектов с помощью признаков, заданных шкалами, к более емкому описанию объектов с помощью меньшего набора категорий-факторов, представив коннотативное значение объекта как систему факторов с различными коэффициентами веса.

Многочисленные кросс-культурные исследования показали универсальность выделенного Осгудом семантического пространства EPA. Это не означает, что все респонденты оценивали объекты одинаково. Единство факторных структур показывает, что одинаковыми остаются связи между различными шкалами объектов, т.е. если респондент оценивает объект как «хороший», то он для него и «сладкий», и «светлый», и т.п. Универсальность EPA позволяет сделать вывод о возможности использования уже полученной группировки шкал в факторы без проведения факторного анализа, что существенно облегчает расчеты (нагрузки объектов по каждому из выделенных факторов можно определить как среднее арифметическое оценок объекта по шкалам, входящим в этот фактор).

На основе семантического пространства исследователь получает возможность изучить: 1) Специфику факторов, которые определяют смысловую значимость объектов для респондентов. 2) Собственно «семантическую дифференциацию» — место объектов в семантическом пространстве (различение реакций респондентов на объекты). Происходит проектирование объектов-денотатов в коннотативное пространство: значение объекта для одного индивида представляется в виде точки, значение объекта для группы индивидов — в виде «облака» точек; в качестве координат служат величины факторов. 3) Расстояния и взаимное положение объектов в семантическом пространстве (различия в восприятии объектов) респондента; расстояние вычисляется с помощью формул геометрии на основании координат, которые определяют местонахождение объектов в семантическом пространстве. Сюда же можно отнести изучение различий в оценках одного понятия разными респондентами или группами респондентов, выделение типов людей, имеющих сходную категориальную систему. 4) Сдвиг координат объектов при изменении контекста оценки (например, при вхождении слова в словосочетание). Трансформация отношения индивидов к объектам при изменении каких-либо важных исходных условий лежит в области пристального внимания последователей теории когнитивного соответствия (или «теории конгруэнтности»), к которым относят Осгуда. Изменения значений могут, в частности, возникать из-за воздействия СМИ, изменения социальных или культурных контекстов, в результате обучения, по прошествии определенного времени и т.д.

Основными параметрами структуры семантического пространства выступают направление (близость объектов к тому или иному полюсу фактора), интенсивность (степень удаленности объектов от начала координат), образование семантических групп (сближение координат нескольких понятий), плотность и растянутость его структуры (сгруппированность однородных объектов или их разделение на группы).

Существует также графический способ анализа данных С.Д. — «профиль» объекта, являющийся удобным инструментом для сравнения и представления оценок. Шкалы, по которым респонденты выносили оценки, помещаются одна под другой, а оценки, вынесенные по каждой шкале для определенного объекта, соединяются общей ломаной линией.

Построение С.Д. на базе оценок объектов из определенных областей — частные С.Д. — продемонстрировало возможность трансформации классического семантического пространства EPA и появление новых факторов. Частные С.Д. характеризуются различной размерностью (числом некоррелирующих факторов), разным содержанием выделенных факторов, которые в то же время сохраняют некоторую преемственность с универсальным С.Д. Так, многие факторы частных семантических пространств являются конкретизацией универсальных факторов, которые видоизменяются (объединяются, расщепляются и т.п.) и наполняются определенным денотативным содержанием. Это объясняется тем, что если при конструировании шкал можно столкнуться с проблемой неопределенности антонимов, то в частном С.Д. используемые прилагательные и объекты более контекстуальны, и ассоциация становится более направленной. Одной из разновидностей частных С.Д. являются личностные С.Д., построенные на базе прилагательных, обозначающих черты личности и характера, и ориентированные на оценку и сравнение самого себя и других людей. С помощью личностного С.Д. могут быть исследованы социальные стереотипы.

Метод С.Д. может применяться: 1) в качестве пилотажа для определения смысловой наполненности ключевых понятий, используемых в исследовании (представления исследователя об изучаемом явлении дополняются информацией о категориальной системе сознания респондентов; это особенно справедливо при обосновании С.Д. данными, полученными при применении других методов — техники репертуарных решеток, контент-анализа и др.); 2) в качестве основного инструмента, если факторная структура С.Д. уже отработана в предварительных исследованиях; 3) совместно с другими методами социологического исследования.

Преимущества метода С.Д.: 1) Использование метафорических шкал в С.Д. освобождает субъективную оценку респондента от ограниченности реальными свойствами оцениваемого объекта. 2) Исследователь может сам задавать широту оценки объектов и в зависимости от наполнения шкал ориентировать метод как на выделение оценочных (коннотативных) признаков, так и более предметных (денотативных). 3) Пяти- или семибалльные шкалы дают возможность индексировать не только качество, но и интенсивность значения. 4) Метод С.Д. дает квантифицированную информацию о слабоструктурированных аспектах индивидуального сознания. 5) Использование классического варианта С.Д. дает возможность сопоставлять данные, полученные при различных исследованиях. 6) Данные, полученные с использованием шкал С.Д., легко кодируются.

Как и всякий другой метод, С.Д. имеет ряд недостатков: 1) Ошибочное и неполное представление исследователя об объекте результирует в составлении нерепрезентативного С.Д. 2) Переход к пространству признаков меньшей размерности связан с потерей информации. 3) Исследователи интерпретируют факторы на основе содержательных и во многом субъективных, а не формальных соображений. 4) С.Д. более «чувствителен» к общим эмоциональным, а не частным оценкам. 5) По заданной точке семантического пространства невозможно определить без дополнительной информации, какой объект оценивался. 6) С.Д. часто критикуется за то, что он имеет слабый прогнозный потенциал: выявленное субъективное отношение к объектам часто расходится с реальным поведением респондентов. 7) С.Д. не обеспечивает однозначности и релевантности шкал: все объекты оцениваются по шкалам, которые имеют по крайней мере два значения — прямое и метафорическое. Вследствие этого часть респондентов будет сознательно давать объектам экстремальные оценки (противоположные полюса шкал) или, напротив, придерживаться нейтральной позиции. 8) В модели С.Д. более надежен фактор «Оценка», менее — «Активность». «Оценка» может являться также и уязвимым местом С.Д.: в исследованиях социальных установок, стереотипов и т.п. данные, полученные по шкалам «Оценки» могут быть несколько «скошены» из-за эффекта «социальной желательности» в ответах респондента.

Исследователи, работы которых имеют непосредственное отношение к развитию метода С.Д. и изучению его измерительных возможностей (на русском языке): Петренко В.Ф., Шмелев А.Г., Толстова Ю.Н., Дридзе Т.М. , Дудченко О.Н., Похилько В.Н., Нистратов А.А., Апресян Ю., Эткинд А.М., Клименко А.П. и др.

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом . А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко . 2003 .