Этика и психология делового общения сфера сервиса учебное пособие

Содержание

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Технологический колледж сервиса
Л.Г. Ромашева

«Профессиональная этика и психология делового общения»

Учебно-методическое пособие для преподавателей

П – 55
Одобрено Научно-методическим советом

Технологического колледжа сервиса
Рецензент

доцент, кандидат психологических наук

Скачивание файла

Введите число с картинки:

Поделись с друзьями!

Комментарии

Смотрите также

Ромашева Л.Г. Профессиональная этика и психология делового общения

Челябинск, 2009. – 222 с.

В пособии предлагается учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика и психология делового общения», разработанный в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 100108 «Парикмахерское искусство», на основе инновационной модели об.

Колеганова Г.Г. Этика и психология делового общения

Учебно-методический комплекс. Горно-Алтайск. 2009 — 122 с.

В работе представлены учебно-методические материалы по дисциплине «Этика и психология делового общения»: рабочая программа, технологическая карта учебной дисциплины, курс лекций, глоссарий, литература, методические указания по самостоятельной работе студентов, к.

Контрольная работа — Условия эффективного делового общения

Тучина С.П. Этика и культура общения

Учебно-методическое пособие по курсу Этика и культура общения для студентов очной формы обучения факультета Автомобильный транспорт. – Омск : СибАДИ, 2009. – 28 с.

Учебно-методическое пособие по курсу Этика и культура общения составлено на основании авторской учебной программы, апробированной в учебном процессе. Пособие.

Ковальчук А.С. Основы имиджеологии и делового общения

Лавриненко В.Н. (ред.) Психология и этика делового общения

Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 327 с.

Одна из основных задач современного руководителя — решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Поэтому в вузах введена учебная дисциплина «Психология и этика делового общения», носящая во многом прикладной хара.

Пшеничнов В.М. Психология делового общения

Артамонова И.А., Васютинский И.Ю., Краснопевцева Б.В. Этика делового общения

Учебное пособие. Московский государственный университет геодезии и картографии. Москва, 2003. — 155 с.

Типы, средства и пространственные зоны общения
Типы общения
Средства и пространственные зоны общення
Этика
Этика — наука и философия
Этические нормы и принципы в деловых отношениях
Механизмы вне.

Лифарева Н.В. Психология и этика деловых отношений

Леонов Н.И. Психология делового общения

Учебное пособие. -3 изд.
Московский психолого-социальный институт. 2005г.

Настоящее пособие предназначено для чтения курса «Психология делового общения», наиболее востребованного теми людьми, для которых деятельность общения является определяющей. В работе обобщаются подходы к проблеме общения, дается понимание обще.

1. Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности

Преступления в сфере экономической деятельности – общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на отношения, обеспечивающие производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, ответственность за которые предусмотрена ст. 169-200 главы 22 раздела VIII УК РФ.

Общий признак, служащий критерием объединения норм о преступлениях в сфере экономической деятельности в гл.

Барышева А. Д. Этика и психология делового общения ( сфера сервиса): учебное пособие

3.Перечень вопросов итогового государственного экзамена для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» специализации «Туризм»

Понятие этики как науки и явления духовной культуры. Нормативные образцы личности. Понятие профессиональной этики. Этика сферы предпринимательства. Управленческая этика. Этика партнерских отношений в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Главная — Курсовые работы

Российская экономика, общество в целом и российский бизнес пережили в 1990-х гг. десятилетие, вошедшее в историю под названием передела собст-венности, когда люди бизнеса нередко пренебрегали всеми устоявшимися нормами человеческой морали во имя достижения своих эгоистических целей, связанных с получением и наращиванием прибыли. В те годы для этого исполь-зовались практически любые средства: предательство близких людей, обман, мошенничество, насилие, включая потрясавшие страну в течение ряда лет за-казные убийства.

Гражданско-правовая ответственность субъектов предпринимательской деятельности

Глава 1. Предпринимательские правоотношения в системе права § 1. Понятие и структура предпринимательских правоотношений 13 §2. Проблема отраслевой принадлежности отношений с участием предпринимателей 34

Глава 2. Особенности возникновения гражданско-правовой ответственности в предпринимательских отношениях §1. Понятие, принципы и функции гражданско-правовой ответственности в отношениях с участием предпринимателей 47 §2.

Заказать обратный звонок

Курс ориентирован на: руководителя организации; топ-менеджера; специалиста экономической, финансовой службы; специалиста, в круг обязанностей которого входит работа с корпоративными документами организации, договорная работа; специалиста по маркетингу; индивидуального предпринимателя.

Результат обучения. знание и понимание общих принципов гражданского права, основ корпоративного,

Лекция 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юридическая ответственность – правовая связь государства (в лице управомоченных органов) и правонарушителя, находящая выражение в санкциях, применяемых к правонарушителю в виде возложения на него дополнительных обязанностей и (или) лишения принадлежащего ему права.

1) стимулировать предпринимателей к соблюдению установленных процедур, правил, нормативов, стандартов, иных требований и запретов, в рамках которых должна осуществляться предпринимательская деятельность;

Так, применение мер ответственности всегда носит принудительный характер.

Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности этика и психология правоотношений

Правоотношения каждой отрасли права имеют свои субъекты, специфические объекты, а также выделяющиеся по своему содержанию и конструкции субъективные права и юридические обязанности.

Предпринимательские правоотношения представляют собой форму существования предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения — урегулированные нормами предпринимательского права общественные отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься юридические лица, а также граждане без образования юридического лица (ст.

Предмет и система юридической психологии. История развития

Учебник В.Л.Васильева, являющийся базовым пособием во всех юридических вузах России, помог многим работникам правоохранительных органов — юристам, адвокатам, следователям, а также юридическим психологам освоить свою профессию. По нему учатся студенты и слушатели курсов и институтов повышения квалификации во многих городах России и СНГ. Новое, дополненное и переработанное издание «Юридической психологии» ориентировано на современные реалии и учитывает значительные перемены, которые произошли в экономической жизни страны и системе правоотношений.

Предпринимательская деятельность

Қазақша реферат, Қазақша курстық жұмыс, Қазақша дипломдық жұмыс, PowerPoint презентациялар қазақша, кітап, өздік жұмыс, семестрлік жұмыс, шығарма, скачать, бесплатно, тегін, қазақша рефераттар, topreferat, тегін рефераттар, рефераттар қазақ тілінд, курсовой

Купить в магазинах:

При покупке в этом магазине Вы возвращаете на личный счет BM и становитесь претендентом на приз месяца от BookMix.ru!
Подробнее об акции

Авторы: А. Д. Барышева, Ю. А. Матюхина, Н. Г. Шередер

Приводятся теоретические основы этики, особенности профессиональной и корпоративной этики, в том числе административной и управленческой, рекомендации по созданию имиджа делового человека, ведению переговоров и делового спора с учетом типа личности участников. Раскрываются понятия и нормы речевого и международного этикета. Особое внимание уделяется конкретным примерам деловой беседы в сфере услуг.

Для студентов средних специальных учебных заведений. Обо всём этом и не только в книге Этика и психология делового общения (сфера сервиса) (А. Д. Барышева, Ю. А. Матюхина, Н. Г. Шередер)

Охрана власти в уголовном праве России (de lege lata и de lege ferenda).-М.:Проспект,2016

Молодежная преступность и основные направления противодействия ей

Настольная книга судьи. Правила назначения уголовного наказания. Учебно-практическое пособие

Преступления экстремистской направленности в системе посягательств на основы конституционального строя Российской Федерации. Вопросы квалификации и судебная практика

Рецензий на «Этика и психология делового общения (сфера сервиса)» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым

Отзывов о «Этика и психология делового общения (сфера сервиса)» пока нет. Оставьте отзыв первым

Цитат из «Этика и психология делового общения (сфера сервиса)» пока нет. Добавьте цитату первым

Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!

Результаты поиска

Вы можете бесплатно и без регистрации скачать любую из 2664 презентаций на тему психология делового общения

Возрастная психология Электронное учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Составители: Андреева С.Н, Белянина В.Б.

Презентация: Возрастная психология Электронное учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Составители: Андреева С.Н, Белянина В.Б.

. психологии: пренатальная психология психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юношеского возраста, психология . форма общения – ситуативно-деловое общение. Которое .

Клуб школьных психологов как форма организации профессионального общения Карасёва Ирина Владимировна педагог-психолог, НОУ «Гимназия «Квант», г. Великий.

Презентация: Клуб школьных психологов как форма организации профессионального общения Карасёва Ирина Владимировна педагог-психолог, НОУ .

. профессионального и личностного развития психолога; для неформального общения, где можно получить заряд . ). Тема «Слагаемые успеха» Цель: Развитие деловой инициативы и личностной активности. Овладение .

Азбука делового этикета Презентация элективного курса.

Презентация: Азбука делового этикета Презентация элективного курса.

. в области этики и психологии делового общения, коммуникативных компетентностей. Курс . сфере делового общения; актуализировать и расширить знания учащихся о психологии общения, о . 1990. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник. – М: Проф .

«Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009.

Презентация: «Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009.

. личности Прощание. Деловая игра Прощание. Деловая игра Защита рефератов по курсу «Психология делового общения» Защита . рефератов по курсу «Психология делового общения» Методы работы с .

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА» ГОУ НПО ПЛ 15 Заместитель директора по НМР Жарова И.И. выступление на курсах в ТОИУУ 24.10.2011.

Презентация: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА» ГОУ НПО ПЛ 15 .

. этической культур; основы психологии общения; основы делового имиджа; элементы речевого . культур; основы психологии и общения; основы делового имиджа; элементы . Культура делового общения. — Минск: ИП Экоперспектива,2006. Морозов А.В. Деловая психология. .

Прежде, чем писать об этике и психологии бизнеса, заглянем в словари и энциклопедии чтобы узнать, что такое бизнес. Новая Российская энциклопедия сообщает.

. , чем писать об этике и психологии бизнеса, заглянем в словари и .

. более пристального внимания ученых. Психологии делового общения обучают сегодня в школах бизнеса . Барышева А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса): учеб. пособие/ . Питер,2002.-672с. 16.Психология и этика делового общения: учебник/под ред. В .

Психология общения. Актуальность курса Русский мыслитель Петр Чаадаев остроумно заметил:»Лишенный общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а.

Психология общения. Актуальность курса Русский мыслитель Петр Чаадаев остроумно заметил:»Лишенный общения с другими .

. ). Литература. Бороздина Г. В., Психология делового общения: Учебник./Г.В. Бороздина. . . Литература Бороздина Г. В., Психология делового общения: Учебник./Г.В. Бороздина. . . Литература. Бороздина Г. В., Психология делового общения: Учебник./Г.В. Бороздина. .

Ромашева Лия Габдулхаковна Преподаватель дисциплин: «Социальная психология», «Профессиональная этика и психология делового общения», «Основы этики», «Управленческая.

. Габдулхаковна Преподаватель дисциплин: «Социальная психология», «Профессиональная этика и психология делового общения», «Основы этики», «Управленческая .

. дисциплин: «Социальная психология», «Профессиональная этика и психология делового общения», «Основы этики», «Управленческая психология» «слабые люди . учащихся. Модуль «Профессиональная этика и психология делового общения» Моя позиция на модульное обучение .

. ЛИТЕРАТУРА 151 Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие/Г.В. . », 1999. Леонов, Н.И. Психология делового общения: учебное пособие/ Н.И. Леонов . о психологии общения/ А.В. Толстых. – Минск, 1990. Фомин, Ю.А. Психология делового общения: .

Психология менеджмента Вера Анатольевна Черничкина, кандидат психологических наук.

Психология менеджмента Вера Анатольевна Черничкина, кандидат психологических наук.

. управления Психологические основы управления Психология общения. Управление как процесс . Темы Психология стресса Психология мотивации и влияния Психология лжи . Комплименты являются эффективным инструментом делового общения 5 видов комплиментов Комплимент .

Возрастная психология

. психологии: пренатальная психология психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юношеского возраста, психология . форма общения – ситуативно-деловое общение. Которое .

Тема ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Вопросы: 1. Сущность делового общения, его виды и принципы 2. Структура делового общения 3. Коммуникативные барьеры в.

Тема ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Вопросы: 1. Сущность делового общения, его виды и принципы 2. Структура делового общения 3 .

. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Вопросы: 1. Сущность делового общения, его виды и принципы 2. Структура делового общения . , Г. В. Психология делового общения: учебное пособие для . Горанчук, В. В. Психология делового общения и управленческих воздействий / .

1 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2 СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ История становления социальной психологии Психология общения и взаимодействия Психология группы.

1 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2 СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ История становления социальной психологии Психология общения и взаимодействия .

. социальной психологии 32 Управление и развитие организации Психологические качества руководителя Деловое общение Развитие . (1989) Деловое общение Воспитательное общение Диагностическая беседа Интимно-личностное общение 58 Тема 3. Общение как .

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Разработчики: Футчик Лионна Донатовна — практикующий психолог, директор научно- исследовательского социально-инновационного.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Разработчики: Футчик Лионна Донатовна — практикующий психолог, директор научно- исследовательского социально-инновационного.

. с «Психологией делового общения» и формируют профессиональную компетентность: Социальная психология; Социальная психология; Психология конфликта; Психология конфликта; Психологическое .

Тема 8 Детерминация человеческого поведения в деловом общении Владивосток 2011 Дисциплина: Психология делового общения Специальность: Домоведение, Социально.

. Детерминация человеческого поведения в деловом общении Владивосток 2011 Дисциплина: Психология делового общения Специальность: Домоведение, Социально .

. Детерминация человеческого поведения в деловом общении Владивосток 2011 Дисциплина: Психология делового общения Специальность: Домоведение, Социально .

Презентация на тему «Деловая беседа» Выполнил:Студент группы АД21 Зверева Вероника Проверил:Пирюшова.С.Н.

Презентация на тему «Деловая беседа» Выполнил:Студент группы АД21 Зверева Вероника Проверил:Пирюшова.С.Н.

. результатов беседы, своей тактики общения. Подготовка к деловому общению: Не существует единых . 2. Каменская Е.Н. Психология и этика делового общения. – Ростов н/Д: Феникс . 2. Каменская Е.Н. Психология и этика делового общения. – Ростов н/Д: Феникс .

Презентация к уроку по теме: Презентация на тему «Общение: понятие, структура и функции»

Презентация к уроку по теме: Презентация на тему «Общение: понятие, структура и функции»

. средства общения. Виды общения. Уровни общения. Литература Основная литература: Столяренко Л.Д. Психология делового общения и . делового общения. – М., 2005. Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2005. Смирнова Е.Е. Психология общения .

Электронное учебное пособие для студентов специальности 050148 Педагогика дополнительного образования Преподаватель психологии: Чубыкина С.Ю.

. 050148 Педагогика дополнительного образования Преподаватель психологии: Чубыкина С.Ю.

. психологии: пренатальная психология психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юношеского возраста, психология . форма общения – ситуативно-деловое общение. Которое .

Деловые коммуникации Деловые коммуникации. Деловая коммуникация: основные характеристики План 1.Понятия «общение», «коммуникация», «деловое общение».

Деловые коммуникации Деловые коммуникации. Деловая коммуникация: основные характеристики План 1.Понятия «общение», «коммуникация», «деловое общение».

Деловые коммуникации Деловые коммуникации Деловая коммуникация: основные характеристики План 1. Понятия «общение», «коммуникация», «деловое общение». Особенности деловой . к типологии личности (автор — американский психолог С. Деллингер). Психогеометрия – это .

Название: Психология делового общения и управления. Автор: Столяренко Л.Д. 2005. В учебнике. Читать книгу / учебник online по теме ‘Теория организации’. Раздел: Менеджмент, 43, Загружено: 12.01. Название: Психология и этика делового общения Автор: Лавриненко В.Н. Издательство: Учебник поможет будущим специалистам в формировании.

Читать реферат online по теме ‘Корпоративная этика (образ и репутация предприятия)’. Раздел. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. — 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. – Минск. Доступ в электронную библиотеку осуществляется по логину и паролю студента или. Пособие представляет собой компактный, информативный курс по психологии делового общения. Введение в предмет «Этики и психологии профессиональной деятельности» , общие представления о психике;; психология делового общения.

Электронно-библиотечная система «КнигаФонд» Учебная и научная литература. Специальные. Учебное пособие по курсу «Этика и психология деловых отношений» знакомит студентов с содержанием, функциями и структурой делового общения. Скачать — Узерина М.С. — Этика делового общения. Учебное пособие— Скачать Наука. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. Учебник. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. Под. 2. Контрольные задания. Промежуточные экзамены и зачеты в соответствии с учебным планом. Страница не найдена! К сожалению, страница сайта, которую Вы запрашиваете, не найдена. Глава 1 Разновидность услуг и их характеристика § 1.1. Сфера бытового обслуживания населения. Искусство общения — важнейший навык, которому стоит обучиться каждому из нас, независимо.

Аминов, И. И. Психология делового общения Текст : учебное пособие / И. И. Психология и этика делового общения Текст : учебник для студентов. Целью учебной дисциплины «Психология делового общения» является: Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учебник для. Панова Е. Товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности: защита и оценка. КОНКУРСЫ: Развивающий конкурс «Эрудит 2.0» Решайте головоломки, набирайте баллы. Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. 2013 класс. Психология общения, Панфилова А.П., 2013; Различные материалы к разделу Книги. 9.3.Этические и нравственные основы деятельности юриста фирмы: Занятие 2. Этические. Психология онлайн. Электронная библиотека психолога. Социальная психология Глава. Приветствуем Вас на сайте Электронно-библиотечной системы Znanium.com! Электронно. Проявление интереса к непростым вопросам этики и психологии деловых и межличностных. Психология и этика делового общения: учебник. под ред. В.Н. Лавриненко. Юнити-Дана 2012 г. 419 страниц. Учебное пособие включает в себя сведения. Каpлики (отрывок) Каpма, или Закон пpичин и последствий ‘Каpьеpисты’ и ‘веpующие’ КаZантип. Программа учебного курса «Психология делового общения» составлена, для сов- ознакомление с основами этики и этикета деловых отношений. Психология и этика делового общения: учебник для студ.вузов / Лавриненко.

Бесплатные онлайн учебники и учебные материалы для абитуриентов и студентов ВУЗов. Раскрывается значение таких понятий, как «этика», «деловое общение», Психология и этика делового общения : учебник для вузов / под ред. проф. Учебник поможет будущим и нынешним специалистам в формировании РАЗДЕЛ I. Психология и ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК НАУКА. Книга: Основы этики и психологии делового общения. Автор: Инесса Зарецкая. Аннотация, отзывы читателей, иллюстрации. Купить книгу по. Цели и задачи спецкурса «Психология и этика деловых отношений». 1. Цель курса. Психология и этика межнационального делового общения. Психологическое и Дополнительные учебники и учебные пособия. 4. Льюис Р.Д.

Этика и психология делового общения

Культура поведения человека, в том числе делового человека – это неотъемлемая составная часть культуры человеческого общества. В ее основе лежит господствующая в обществе мораль, определяющая нормы человеческого поведения. Мораль является одной из форм общественного сознания.

Каждый член общества, трудового коллектива должен выполнять действующие нормы поведения, которые основаны на принципе: уважай и считайся с обществом и веди себя так, как хочешь, чтобы другие вели себя с тобой.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли – боже мой!

В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами».

Внутренний мир человека, его интеллект, разум и чувства отражаются в его внешности, глазах, чертах лица, а также в осанке и поведении. Богатому внутреннему миру соответствует и высокая культура поведения.

Говоря о культуре поведения, нельзя пройти мимо некоторых особенностей характера, от которых зависит поведение человека. Общепринятые правила действуют при этом лишь как дисциплинирующий фактор. Это тактичность, скромность, чувство собственного достоинства, самовоспитание.

Итак, цель работы – раскрыть качества делового человека, изучить их формирование, а также механизм реализации этических норм поведения человека в сфере деловых отношений. Изучить сущность такой важной черты делового человека, как коммуникабельность. Задачами являются: изучение правил поведения делового человека в различных ситуациях, исследование основных черт, присущих современному деловому человеку.

Нормы этикета сводятся к основному пра­вилу везде и во всем уважать общество в це­лом и каждого его члена в отдельности. Правило очень простое: относитесь к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Увы!— в повседневной практике человеческих отно­шений правило это осуществляется далеко не всегда и не всеми. Безусловно, у каждой эпо­хи свой стиль, свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие. Перечислить даже основные нормы этикета во всех жизнен­ных ситуациях невозможно, однако знание общих правил поведения, внешней культуры необходимо для каждого воспитанного чело­века.

Соблюдение этих правил — проявление общей культуры человека! О большом инте­ресе к проблемам этикета в наши дни свиде­тельствуют книги, посвященные этому вопро­су, многочисленные публикации на страницах газет и журналов — российских и зарубежных. Правила этикета очень конкретны, они дают тактические рекомендации поведе­ния в самых различных жизненных ситуаци­ях. Они всегда помогут ответить на вопрос:

В процессе исторического развития — от первобытно­го человека до человека атомного века — вырабатыва­лись новые формы, новые оттенки общения.

Некоторые не очень серьезные авторы стремятся заставить читателя поверить, что манера снимать шля­пу, протягивать друг другу руку или кланяться появи­лась во время европейского рыцарства (отсюда, по их мнению, и «рыцарское поведение») как знак «предуп­редительного» отношения рыцарей к своим подданным или побежденным ими в бою.

Конечно, бывало, что средневековые носители шлемов, отдавая себя на милость победителя, в знак своего поражения снимали головной убор. Вероятно и то, что те же самые рыцари, если силы были равны, в знак го­товности к переговорам протягивали друг другу правую руку, в которой обычно держали меч, и рукопожатие длилось до тех пор, пока не приходили к реше­нию, которое устраивало обе стороны.

И все же происхождение форм вежливого обращения, к примеру, обыч­ного для наших дней поклона, который во времена прес­ловутого рыцарства символизировал полную капитуля­цию перед противником, с научной точки зрения невоз­можно объяснить лишь ссылками на разбойничьи, воин­ственные нравы тех времен. Напротив! Многочисленные предания из истории человечества свидетельствуют о том, что в основе происхождения этих форм лежали потребности гораздо более глубокие, чем стремление соблюсти приличия во время поединка.

Хотя такие формы общения получили свое наиболее яркое выражение в воинских ритуалах рыцарей и дру­гих воинов, корни этих форм берут начало от обычных человеческих отношений. Взаимное уважение, дружелю­бие, потребность в добром, в полном смысле слова че­ловеческом отношении друг к другу определяли во все времена и определяют в наши дни формы общения лю­дей.

Где же следует искать подлинный источник норм по­ведения людей в обществе и в общении друг с другом? Что побуждает их передвигаться так, а не иначе, оде­ваться так, а не иначе, украшать себя, чтобы понравить­ся друг другу?

Не секрет, что немало еще есть людей, которые иронически относятся не только к самим правилам поведения, но и к тем, кто их соблюдает, считая этих людей жертвами предрассудков.

Они утверждают, что образованному человеку, разбирающемуся в политике, литературе, музыке и искусстве, хорошему успешному специалисту, умеющему ценить людей, совсем не обязательно считаться с тем, входит человек в помещение в шляпе или без нее, протягивает он первым руку или ждет, когда ее ему подадут.

И все же правила поведения, формировавшиеся в процессе истории человечества, практически обоснованы. Их целесообразность зависела (и зависит сейчас) от вопроса qui bene, quiprodest? – в чью пользу, кому выгодно? За время долгого развития человечества многие правила изменились, дополнились, многие вообще исчезли, часть же сохранилась и сохраняется традиционно, неизменно уже столетия, а может быть, и тысячелетия.

Человек всегда стремился к красоте и порядку, и поэтому в простом народе сложились свои неписанные, передаваемые из поколения в поколение обычаи и правила поведения, отражающие прекрасные народные традиции. Человеку свойственно стремление ко всему хорошему, красивому.

Правила вежливости запрещают нам шуметь, тревожить и раздражать окружающих. Вежливость требует самообладания в словах и поступках.

Мораль нашего общества предусматривает подлинно человеческие отношения между людьми: равноправие, взаимное уважение и заботу о ближних. Эти же требования положены в основу правил поведения.

Традиции никогда не шагают в ногу с развитием культуры, поэтому у народов с высокой культурой могут быть некоторые устаревшие обычаи.

Несмотря на то, что правила приличия не всегда едины, подчас условны и относительны, их соблюдение необходимо, так как это предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным.

Среди правил вежливости, бытующих в нашем обществе, есть обязательные, соблюдаемые в интересах общества, и необязательные, по сути отжившие свой век, но вреда не приносящие.

К последним относятся целование руки, ходьба мужчины по левую руку женщины, приподымание головного убора и другие, при которых каждый может действовать по своему усмотрению, чувству такта и вкусу.

Нет ничего бессмысленнее, чем возвести правила вежливости в догму, для которой нужно было бы жертвовать личными благородными чувствами, хорошим вкусом, естественными удобствами и разумным, никому не мешающим благополучием. Нашему обществу должна быть присуща вежливость, вытекающая из сердечности и доброжелательности. Как сказал И. В. Гете, «существуют вежливость, идущая о сердца, которая сродни любви. Из нее формируется уютная вежливость внешнего обхождения».

Однако такой вежливости и правил поведения, которые остаются этикетом и ограничиваются лишь хорошими манерами (правильнее будет назвать их манерничаньем), нам недостаточно.

Правила поведения нужно соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени. Например, обычно не принято на улице громко кричать и жестикулировать, потому что это беспокоит людей. Если же кому-либо грозит опасность попасть под машину, то уместны будут даже самый громкий крик и размашистый жест. С правилами поведения мы должны срастись, и чем раньше это произойдет, тем естественнее и непосредственнее мы будем их выполнять.

Вежливость и соблюдение правил приличия должны опираться на ответственность, непринужденность, но ни в коем случае не на притворство и ложный стыд.

Говоря о культуре поведения, нельзя пройти мимо некоторых особенностей характера, от которых зависит поведение человека. Общепринятые правила действуют при этом лишь как дисциплинирующий фактор.

Это умение вести себя в различной обстановке не только в соответствии с общими правилами поведения, но и так, чтобы удовлетворять эстетическим и этическим требованиям.

В жизни каждый из нас встречал людей, с которыми приятно общаться, но есть и такие, которые неприятны, несимпатичны окружающим. Мы с самого детства раз­личаем симпатичных, менее симпатичных и просто ан­типатичных людей, дядей и тетей, мальчиков, девочек, одноклассников и других лиц. Зададим себе вопрос: в чем кроется причина такого различного отношения? Что делать, чтобы завоевать расположение окружающих, которое, в конце концов, важно для нас самих?

Ответить на это просто, если сказать только, что о людях судят по их поведению в обществе. Следует, однако, подчеркнуть, что чисто внешнее изящное поведение бывает неестест­венным и недостаточным, если при этом нет внутренне­го убеждения, твердости характера, нравственных усто­ев. Случается, конечно, и поверхностному человеку про­извести на первый взгляд хорошее впечатление, но за­тем его лоск быстро теряет свою цену в глазах других людей.

Тот же, кто ведет себя по писаным и неписаным правилам этики, всегда производит прекрасное впечат­ление, и все с удовольствием имеют с ним дело. Хоро­шие манеры должны быть проявлением внутреннего от­ношения человека к окружающим, проявлением внимания и уважения к другим. Полезно напомнить, что на­ше суждение о людях зависит и от того, как мы сами ве­дем себя.

Мы вправе ожидать от них любезного отноше­ния, если только мы сами вежливы, приветливы и почти­тельны. Если наше поведение отвечает упомянутым тре­бованиям, основано на добрых навыках и соответствует общепринятым формам общения людей между собой, насбудут считать воспитанными, культурными людьми.

Действительный такт — это чувство меры, подска­зывающее — человеку, что при данных обстоятельствах подходит и что не подходит, что можно сказать или сде­лать и в какой форме, а чего не следует говорить или делать. Такт не может быть чисто внешним, наносным проявлением. Его подсказывают культурность человека, его чуткость, умение подойти к кому-либо так, чтобы не оскорбить, не раздражить, не коснуться больных мест, постараться помочь, вывести из затруднительного поло­жения.

Личная скромность играет большую роль в умении тактично вести себя. А вот эгоцентричные люди стремят­ся привлечь внимание к себе, протиснуться всюду впе­ред. С этой целью они, не задумываясь, осуждают, ума­ляют и очерняют все и всех, даже не имея на то доста­точных оснований. Себя же сами восхваляют и думают, что никто другой ни в чем не может их превзойти. Они способны злоупотреблять своим — зачастую фиктивным — превосходством, пользоваться своим положени­ем на службе, своими связями, нисколько не считаясь с другими людьми.

Когда человек, не отличающийся скромностью и стремящийся выдвинуть вперед собственную персону, не в состоянии следить за разговором, то часто — чтобы не быть вынужденным молчать — старается перевести его на свою любимую тему. Скромный человек не объяв­ляет о своих достоинствах и заслугах, не выставляет на­показ свою образованность, таланты и прочие качества.

Особенно отталкивающее впечатление производят люди, которые хвастаются своим богатством, знамени­тыми предками, знакомством с влиятельными лицами. А что сказать, если вышестоящее по общественному или служебному положению лицо, видный художник, круп­ный работник или рационализатор, удостоившийся наг­рады, ведет себя высокомерно по отношению к окружающим, требует для себя особых привилегий и никого, кро­ме себя, не признает? Это тоже нескромность и бестакт­ность. Такие люди становятся неприятными в обществе, их перестают уважать. Все чувствуют, что им не хвата­ет такта, внутренней чуткости, которые так необходи­мы при общении с людьми.

Просто «научиться» такту, конечно, нельзя — он при­обретается не только под влиянием среды и воспитания, но и характера данногочеловека,— но развить его, без­условно, можно.

Такт ясно проявляется в манере разговаривать. Час­то по одному выбору темы разговора можно сделать заключение о тонком такте или, наоборот, о бестактнос­ти собеседника. Тактичный человек живо интересуется всем, о чем говорят другие, сам беседует свободно, не выискивая мучительно темы, могущей заинтересовать других. Бестактно, если человек отказывается от разго­вора на какую-нибудь тему без всякого объяснения или под тем простым предлогом, что он в ней не разбирает­ся или еще что-нибудь в этом роде. Из чувства деликат­ности нельзя вести разговоры, которые могут вызвать у слушателей тяжелые воспоминания или неприятно за­деть их, например, не следует распространяться о не­счастных случаях и болезнях при больных, отпускать в обществе неуместные шутки, подтрунивать над присут­ствующими, а тем более клеветать на отсутствующих и тому подобное.

С человеком, имеющим какой-нибудь физический не­достаток, следует обращаться всегда сугубо тактично, избегая всего, что могло бы напомнить ему о его дефек­те, неприметно помогать ему как в обществе, так и на работе.

У каждого человека есть свои определенные инте­ресы, свой «конек». Не следует упрекать его в этом и, насколько возможно, не относиться с полным невнима­нием, если, конечно, эти интересы не вредят окружаю­щим и всему обществу. То, что нам кажется пустяком, другого может серьезно задеть — примите это во внима­ние и не обижайте напрасно человека. Сказать, напри­мер, что кто-то занимает более низкое положение, по­смеяться над его качествами или замыслами, осудить его увлечения и тому подобное — было бы непроститель­ной ошибкой.

Основываясь на сердечности, чувство такта предполагает понимание человеком всего, что может доставить другому неприятность, боль или радость, и умение понять потребности и переживания другого. Тактичный человек старается предупредить ситуации, создающие неловкость.Если правила вежливости можно механически заучить, и они могут стать хорошей привычкой, то такт требует большего. Чтобы развить в себе чувство такта, нужно чаще мысленно ставить себя на место другого человека.

Тактичность требует, чтобы человек воздерживался от вмешательства в чужие дела там, где это не угрожает обществу, ему самому или кому-либо другому.

В человеке должно быть также развито и критическое начало, в первую очередь по отношению к самому себе.

Цель критики – устранение существующих в обществе недостатков. Стремясь к этому, критика должна быть объективной – только так можно достичь цели. Прежде чем осуждать людей и их поведение, нужно уметь критически относиться к себе. Нередко критикующий не отдает себе отчета в том, что и ему присущи те или иные недостатки, которые он осуждает. Часто люди, поступки или ситуации критикуются слишком легкомысленно, без учета причин, вызвавших то или иное явление. Такая критика может только усугубить недостатки. Критика должна быть объективной.

Бестактность в общении с окружающими иногда выражается в нарушении предусмотренной дистанции, пределы которой определяются между людьми, возрастом, общественным положением и конкретными обстоятельствами (окружение, обстановка и время). Фамильярность и высокомерие – полярные проявления все той же бестактности.

Тактичность, руководимая чувствами и разумом, проявляется как в поступках, так и в словах. Тактичный человек двигается и ведет себя неприметно, никого не тревожа и не раздражая. Он не подчеркивает своего превосходства или общественного положения. Он не напыщен и не развязен, приспосабливается к любой обстановке, всегда считается с окружающими и с ситуацией.

Тактичный человек не демонстрирует своей неприязни к людям и не проявляет чрезмерной симпатии, которая может поставить в неловкое положение окружающих.

Любопытство, которое может обидеть окружающих, — бестактность. Тактичность вынуждает о некоторых вещах говорить иносказательно, особенно в присутствии детей и подростков. Чувство такта можно развить. Это уже зависит от самого человека.

Тактичность связана со скромностью. Быть скромным – это значит относиться требовательно и самокритично к себе, к своим способностям и своему поведению. Академик Павлов в своем письме к молодежи писал: «Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко не оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда».

И все же встречаются люди, лишенные скромности. Скромный человек знает, что его личные заслуги не так важны, как успех коллектива. Он не выставляет своего «я», свои действительные или мнимые способности, свое превосходство над другими. Скромный человек никогда не навязывает своих взглядов и воли, он ищет пути для убеждения и только таким образом достигает своей цели. Он принципиально относится к недостаткам других и в то же время щадит их чувства, проявляя тем самым тактичность. Хваля, он не льстит и к похвале относится без кокетства.

Скромность нельзя отождествлять с застенчивостью. Застенчивый человек склонен недооценивать себя. При общении с таким человеком нужно дать ему почувствовать, что его способностям и умению доверяют и их ценят. Одобряющее и дружеское слово придает застенчивому человеку уверенность и силу. Скромность связана с естественностью.

Быть естественным – это значит быть тем, кто ты есть. Для этого нужны честность и правдивость. Нет ничего пошлее, чем лицемерие, кривляние и притворство.

Человек с безупречными манерами, вне зависимости от возраста, естественен и прост в общении с окружающими, в разговоре, в манере держаться и одеваться.

Быть самими собой, быт естественным в поведении, обладать чувством меры – в этом кроется настоящая красота, это и есть хороший вкус.

Нельзя забывать: чем выше культура человека, тем естественнее, проще и скромнее он сам, его поведение и отношение к окружающим.

Рядом со скромностью и естественностью должно находиться самоуважение, чувство собственного достоинства, заставляющее человека поверить в свои силы, не дающее ему чувствовать себя бесполезным, лишним.

Личное достоинство и чувство чести не дают человеку быть нечестным, унижаться или терпеть оскорбления. Человек с развитым чувством собственного достоинства не оскорбляет и других. Он никогда не бывает пошлым ни в делах, ни в словах, он всегда спокоен, уравновешен.

Уважающий себя человек не позволит и другим в своем присутствии вести себя непристойно, говорить скабрезности или повышать голос.

Он не дает легкомысленных обещаний, которых не сможет выполнить. Он знает, что данное слово нужно держать. «Давши слово, держись, а не давши крепись», — говорили наши праотцы. (Конечно, может случиться, что слово нарушено по причинам, от нас не зависящим, таким, как болезнь, несчастный случай, внезапный отъезд или срочное задание и т. д.).

Если человек не сможет предупредить об этом, он должен при первой же возможности извиниться.

Человек с чувством собственного достоинства ценит доверие. Злоупотребление доверием коллектива или отдельного лица граничит с подлостью.

Самовоспитание – это путь к формированию характера, сознательное развитие в себе ценных человеческих качеств. Человек – это единственная система, которая способна регулировать сама себя в широких пределах, то есть сама себя совершенствовать.

Самовоспитание должно быть вызвано желанием быть полезным обществу, быть достойным членом трудового коллектива.

Нравственное самовоспитание придает человеку целенаправленность, помогает ему правильно относиться к каждому общественному явлению, правильно решать все вопросы и определяет его общественное и личное поведение. Самовоспитание способствует общению между людьми, принося тем самым пользу и отдельному человеку, и коллективу.

Самовоспитание предполагает самокритичность и смелость в осознании своих ошибок. Без преодоления недостатков и воспитания положительных черт характера самовоспитание немыслимо.

Важно, чтобы при работе в коллективе между его членаминаладилось сотрудничество, установилось вза­имное доверие и развилось чувство общей ответствен­ности за результаты работы.

Большую роль в создании дружного коллектива играет руководящий работник — он должен уметь завоевать и сохранить авторитет.

Никто не добьется уваже­ниясотрудников, признания своего авторитета, если станетприказывать, высокомерно подчеркивая свое превосходство, покрикивать на подчиненных, рассуждатьначальственным тоном с большим апломбом и неприс­тупным видом.

Внимательно следя за выполнением за­даний, руководящий работник обязан относиться одина­ково ко всем сотрудникам, не выделять тех, с которы­ми находится в дружественных отношениях, не предос­тавлять им особых привилегий. Он должен показать се­бя очень тактичным при проверке выполнения распоря­жений, так чтобы и похвальные и критические его заме­чания служили толчком к улучшению работы, не вызы­вая ни у одного сотрудника чувства горечи или предпо­ложения, что к нему несправедливы.

Похвалить кого-либо за хорошую работу перед всем коллективом — никогда не повредит, а вот публично де­лать выговор надо очень обдуманно и только в исклю­чительных случаях. Обычно лучше бывает указать под­чиненному на допущенные им ошибки с глазу на глаз или в кругу ближайших сотрудников. Выговор перед всем коллективом делается только по особо важным об­стоятельствам и так, чтобы он не повлек нежелатель­ных результатов.

Люди гораздо доступнее доброму сло­ву, искреннему совету. На допустившего ошибку работ­ника часто лучше действует доброжелательное замеча­ние, участливый упрек, чем суровое порицание.

Благоразумный начальник допускает, чтобы и ему указывали на его ошибки, наводили критику, поощряет инициативу подчиненных.

Взаимоотношения между сослуживцами должны быть дружескими. Каждый должен добросовестно ис­полнять свои обязанности, признавать свои ошибки и чистосердечно извиняться за них. Взваливать ответст­венность за свои ошибки на кого-нибудь другого спосо­бен лишь бесхарактерный человек. Ведь при тщатель­ном рассмотрении недочетов рабочий коллектив, в кон­це концов, обнаружит, кто недостаточно добросовестно исполнял свои обязанности.

Взаимопонимание и товарищеские отношения между руководящим работником и остальными членами коллек­тива— важное условие плодотворной работы. Обык­новенно люди ясно отдают себе отчет в том, что многое зависит от дружеской атмосферы на работе, и стараются добросовестно трудиться, чтобы поддержать доброе имя всего коллектива.

Все реже случается, чтобы работник нехорошо относился к своему начальнику только потому, что дольше негоработает на данном предприятии, глубже разбирается (или думает, что это так) в проблемах предприя­тияили значительно старше его по возрасту.

Занимающий низшее служебное положение работник не должен бывать, что и в таком случае он обязан выполнять распоряжения руководящего работника и быть вежливым.

Бывает, что подчиненный и начальник давно говорят друг другу на ты. Однако желательно, чтобы на работе они, как и остальные, употребляли официальное, соответствующее званию обращение.

Нехорошо хвастаться знакомством с высокопоставленными лицами, много говорить о личных успехах, но нехорошо и раболепствовать перед начальством, и руководящий работник не может требовать такого отношения.

Когда начальник входит в помещение, где работают, служащий должен тотчас предложить ему стул. За стол начальника сажают на почетное место, а если такого нет, то следует, чтобы кто-либо из сотрудников уступил ему свое место.

Приходя в комнату начальника, служащий не должен садиться без приглашения. Если в комнату начальника войдет важный посетитель, то находящийся там служащий должен тотчас встать и поздороваться, может попросить у своего начальника разрешения удалиться, чтобы вернуться после ухода посетителя.

Все подчиненные — если они хорошо воспитаны — оказывают предпочтение своему начальнику и вне служебного времени, например, когда тот садится в машину, входит в общественное место и т. д. Этого не делается только, когда самначальник предлагает своему служащему пройти вперед.

Безупречное и корректное поведение, товарищеские отношения требуются от всех работников, где бы они ни служили.

Учреждения призваны служить людям, защищать их интересы, заботиться об их нуждах. К сожалению, между служащими в учреждениях и посетителями возникает масса разногласий. Иногда люди требуют от служа­щих административного аппарата оформления дел, которые не находятся в их компетенции, иногда бывает наоборот — работники учреждения плохо понимают свои служебные обязанности и тот простой факт, что добрая воля может очень помочь быстро устранить различные недоразумения.

Долго ждать, пока разрешится дело с каким-нибудь вашим ходатайством, бывает очень неприятно — теря­ется много времени. В таких случаях строго судят работу служащего административного аппарата. Случается, конечно, что на служащего обрушиваются напрасно, не давая даже возможности разъяснить, в чем дело.

Коммуникабельность – (от позднелатинского communicabilis – соединимый, сообщающийся). Это совместимость (способность к совместной работе), способность к общению, общительность.

В работе любого человека, специалиста для его успешной деятельности необходимо умение общаться, вести переговоры.

Самая содержательная беседа, будь то деловая или обычная много теряет, если язык собеседника засорен жаргонными словами, если ударения, произношение и интонации режут слух. Нужно стараться говорить ясно, спокойно и сдержанно, не повышая голоса.

За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной собеседник становится нетерпеливым. Каждое произносимое слово, слог и звук должны звучать ясно.

Некрасив и прозрачен в своей манерности жеманный разговор, в котором, например, стараются растянуть «по-иностранному» гласные, произносят слова в нос и т. д.

Все дефекты речи, которые не зависят от органических недостатков (а иногда даже и такие), можно исправить, прилежно упражняясь.

Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет в разговоре такие слова-паразиты, как «понимаешь», «вот», «между прочим», не говоря уже о неприличных словах. Невежливо выражать свое отношение междометиями: «ага», «угу», «гм», «ого» и т.д.

Что касается иностранных слов, то их можно употреблять лишь тогда, когда знаешь правильное их значение и произношение.

Лексический запас и грамматическая структура языка не определяют еще характер разговора. Важен также его тон, интонация. В тоне разговора отражаются оттенки эмоционального и волевого воздействия.

Не секрет, что немало еще есть людей, которые иронически относятся не только к самим правилам поведения, но и к тем, кто их соблюдает, считая этих людей жертвами предрассудков.

За время долгого развития человечества многие правила изменились, дополнились, многие вообще исчезли, часть же сохранилась и сохраняется традиционно, неизменно уже столетия, а может быть, и тысячелетия.

Различным общественным формациям соответствовали и различные формы общения между людьми, которые объединялись в свод правил поведения, по-своему отражавший общественные порядки, мировоззрение и сословную рознь.

Человек всегда стремился к красоте и порядку, и поэтому в простом народе сложились свои неписанные, передаваемые из поколения в поколение обычаи и правила поведения, отражающие прекрасные народные традиции. Человеку свойственно стремление ко всему хорошему, красивому.

Мораль нашего общества предусматривает подлинно человеческие отношения между людьми: равноправие, взаимное уважение и заботу о ближних. Эти же требования положены в основу правил поведения.

У разных народов разные обычаи. Различия обусловливаются историческими и другими факторами. Поэтому мы не должны навязывать обычаи одного народа другому. Уважая народ, мы должны уважать и его традиции. Традиции никогда не шагают в ногу с развитием культуры, поэтому у народов с высокой культурой могут быть некоторые устаревшие обычаи.

Несмотря на то, что правила приличия не всегда едины, подчас условны и относительны, их соблюдение необходимо, так как это предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным. Коммуникабельность – (от позднелатинского communicabilis – соединимый, сообщающийся). В работе любого человека, специалиста для его успешной деятельности необходимо умение общаться, вести переговоры.

1. Азбука этикета. – Иркутск: Символ, 2001. – 320 с.

2. Акишина А. А. Речевой этикет. — М.: Зерцало, 2003. – 432 с.

3. Ийна Тоомасовна Аасамаа. Как вести себя. Изд. 5-е. на русском языке. – Таллин: Валгус, 2004. – 220 с.

4. Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Яравыс, 2004. – 478 с.

5. Чехов А. П. Соч., Т. 11. — М.: Валгус, 2001.

6. Ягодинский В. Н. Наш этикет. – М.: ВИА, 2002. – 320 с.